Григорьев В. Блогообразная политика

Григорьев  В.С., Волгоградский государственный технический университет, студент гр. ИВТ-360

Жизнедеятельность общества — это процесс непрерывной коммуникации. Люди взаимодействуют друг с другом с момента рождения: семья, друзья, коллеги, различные уровни власти. Взаимодействие и, как следствие, обмен информацией — постоянны. Меняются только средства и уровни коммуникации. Список источников информации, в который входят слухи, а также печатные и электронные средства связи, теперь дополняет сеть Интернет. Дополняет и конкурирует. Ни газета, ни телевидение, исключая редкие, но ставшие уже традиционными, ТВ-мосты с президентом и премьер-министром, пока не способны создать настолько «живую» иллюзию прямого общения, разговора на «ты» с властью. Немаловажно также, что в сети инициатором беседы может выступать каждый: вне зависимости от социального статуса, уровня образования, возраста, географического положения, в удобное для него время и по волнующему именно его, а не государство вопросу. Речь о блогах — интернет-дневниках политических деятелей, столь естественных для западной политики и только получающих распространение в российской. Подобное легко объяснимо, поскольку впервые блоги появляются в США и получают развитие как личные сетевые дневники, в которых обсуждаются темы, интересующие авторов и его друзей-подписчиков. Первоначально блоги зародились как творческое развитие идеи интернет-форумов в сторону их индивидуализации, повышения прав и возможностей отдельных пользователей.

Что же касается функциональной нагрузки интернет-дневников в политическом процессе, то она заключается в следующем: в привлечении сторонников и их мобилизации, в пропаганде и обкатке определенных идей, контрпропаганде. Как уже отмечалось, сетевые дневники создают ощущение непосредственного диалога с политическим деятелем, поскольку его формат не предполагает жестких рамок общения. Необходимо также отметить, что наиболее эффективным является размещение контрпропаганды через сетевые дневники. Основные приемы размещения подобного рода информации, как правило, дублируют те, которые используются в традиционных СМИ: выброс компрометирующей информации, дезинформация, переключение внимания, психологическое давление на оппонента. Но в отличие от традиционных СМИ, в блогах есть ощущение анонимности и безнаказанности.

Российская же блогосфера является наиболее динамично развивающейся в мире, что относится и к её политическому сегменту. Интересен тот факт, что русскоязычная блогосфера изначально носила общественно-политический характер. И если еще в недавнем прошлом интернет дневники в нашей стране были прерогативой оппозиционных политиков: Н. Белых (belyh2), Г. Каспаров (kasparov_ru), Б. Немцов (b_nemtsovs), А. Богданов (bonych), М. Гайдар (m_gaidar), В. Новодворская (vnovodvorskaia), то сегодня дело обстоит иначе. В рамках официального сайта «Единой России» запущена социальная сеть «Берлога» (http://togeth.er.ru) , в LiveJournal уже можно обнаружить дневники С. Миронова (sergey-mironov), М. Барщевского (barshevsky), а также целый ряд других парламентариев и общественно-политических деятелей.

19 октября 2010 года при поддержке фонда “Марк Артура” центр Беркмана по изучению Интернета и Общества, опубликовал доклад о русскоязычном Интернете. Исследования велись 2 года и в оригинале называются “Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization”. В докладе рассказывается о роли российского Интернета, включая русскоязычную блогосферу и сетевые СМИ.

Группа исследователей Центра Беркмана из более пяти миллионов русскоязычных блогов, выделила 11 000 активных блогов, которые они назвали “Дискуссионное ядро”, именно по этим общественным и политическим блогам, велось исследование. В отличие от коллег из США, русскоязычные блоггеры предпочитают платформы с социальными функциями, в основном это Живой Журнал.

В национальном масштабе интернет-проникновение в России очень низкое, но растет большими темпами, особенно это заметно в провинциях. На национальном уровне, текущее интернет-проникновение в России 37%, можно сравнить с Бразилией 36%.

Российские пользователи со страстью относятся к социальным сетям, поэтому проводят в них больше всего времени, чем пользователи в других странах. Самая активная группа пользователей в России 18-24 года (62%). Телевидению доверяют больше, чем Интернету и охотнее пользуются для получения информации в отличие от США.

Вот так выглядит карта российской блогосферы:

Каждая точка это блог. Размер точки символизирует популярность блога и связь с другими блогами. Позиция каждой точки обусловлена связью ссылками с соседним блогом. Цвет точки указывает на принадлежность к определенному кластеру.

Дискуссионное ядро состоит из четырех основных групп:

1. Политические и общественные отношения (обсуждение новостей, бизнеса и финансов, социального и политического активизма и т.д.)

2. Культура (литература, кино и т.д.)

3. Региональные блоггеры (блоггеры из Беларуси, Украины, Армении и т.д.)

4. Инструментальные блоггеры (используют блог, как средство заработка)

Блоггеры из политической, общественной группы освещают широкий спектр тем и позиций. Группа содержит много дискуссий, отражающих независимую точку зрения, а также обсуждения, связанные с оффлайновыми политическими и социальными движениями, в том числе выраженные кластеры «Демократической оппозиции» и «Националистов».

Российская политическая блогосфера больше расположена к обмену линками между разными сторонами политической арены по сравнению с другими блогосферами (например, американской или иранской). В российской блогосфере менее выражен феномен самоповторения и изоляции внутри кластера собственного мнения.

Проправительственные блоггеры не занимают особо значимого места и не представляют из себя отдельного кластера. Большинство из них находится в той части сети, где имеет место общая дискуссия на общественно-политические темы.

«Новостная диета» русскоязычных блоггеров в рамках Интернета более независима, интернациональна и оппозиционна, чем у пользователей русскоязычного Интернета в целом, и еще более, чем у тех, кто не пользуется Интернетом, а потребляет информацию в первую очередь от федеральных телевизионных каналов, контролируемых государством.

Наиболее популярные видеоклипы YouTube посвящены коррупции и злоупотреблениям властью со стороны элит, правительства и милиции.

Можно сделать следующие выводы:

1) Российская блогосфера – это пространство, которое позволяет быть в значительной степени свободным от государственного контроля, несмотря на то, что нельзя подтвердить или опровергнуть существование особого контроля за речевой деятельностью сети Интернет. Существуют проправительственные элементы, такие как молодёжные группы, являющиеся сторонниками Кремля и блоггеры, которые представляют правительственную точку зрения. Однако, они небольшие по численности и не являются центральными элементами в каких либо политических или социальных блоках;

2) Это пространство, которое чаще обращается к Web 2.0 ресурсам, таким как You Tube и Wikipedia, чем к более традиционным службам новостей. Однако оно также глубоко вовлечено в обширную природу СМИ.  Политически ориентированные блоггеры присоединяются предпочтительно к ряду независимых источников новостей и информации, чем к источникам государственных новостей, хотя, конечно, и не только;

3) Многие из наиболее политически настроенных блоггеров используют платформу для того, чтобы служить в качестве наблюдателя при элите и правительстве. В частности, ссылки на видео YouTube демонстрируют частое средоточие на коррупции и злоупотребление властью;

4) Российская блогосфера – это пространство, которое россияне используют для обсуждения общественных проблем, требующих коллективного действия или признания. Кажется, что части российской блогосферы используются не только для обсуждения политики и критики правительства, но также и для мобилизации политической и общественной деятельности.

Некоторые авиоры предполагают, что это лишь вопрос времени, прежде чем правительство проявит свою значительную власть в попытке контролировать сеть Интернет, ограничить политические выступления и критику правительства. Наиболее вероятно, это может произойти в сложный политический период, такой как выборы. Во всяком случае сейчас, несмотря на то, что возможно из-за до сих пор ограниченного доступа в Интернет в России или излишне высоких политических и экономических затрат на ограничение речевой деятельности Интернета, политическая блогосфера остается свободным и открытым пространством для россиян всех политических принадлежностей для обсуждения политики, критики или поддержки правительства, борьбы со взяточничеством и коррумпированными чиновниками, а также для мобилизации других вокруг  политических и социальных вопросов.

Итак, к сети Интернет можно относиться по-разному, но то, что глобальная паутина стала атрибутом российской политики — это уже неоспоримый факт. И если человек не идет в политику, то политика сама идет к нему, теперь по сетям Рунета.

Библиография

1. Иванов Д. Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Ин-

тернет-маркетинг. — 2002. — № 4. — С. 6–14.

2. Сметанин М. Борис Немцов. — первый политик в российском интер-

нете [Электронный ресурс] // Электронный архив «Русского журнала»:

[сайт]. [2002]. URL: http://old.russ.ru/netcult/history/20020320.html (дата

обращения: 04.07.2009).

This entry was posted in Дискуссии, Журнал "Позиция", КалТех and tagged . Bookmark the permalink.

Comments are closed.