Ли Е. В чем же действительно состоит отличие процесса обучения в Калтехе?

Ли Е.В. ИВТ-460

Так много статей здесь написано за последнее время на тему Калифорнийского Технологического Института, что мне действительно стало интересно, чем же этот ВУЗ отличается от многих других?

В первую очередь, конечно, нужно отметить один важный факт. Самый престижный рейтинг ВУЗов со всего мира Times Higher Education World University Rankings в 2011 году присудил Калифорнийскому Технологическому Институту первое место. Тем самым, относительно молодой Калтех (принятое сокращение на английском Caltech) обогнал такие известные ВУЗы как Гарвард, который находился на первом месте до этого, Стенфорд, Оксфорд, Кембридж, Принстонский и Массачусетский Институты. Вообще, ведущие позиции в рейтинге топ-200 знанимают США и Великобритания – 75 и 32 соответственно. К сожалению, ни один российский ВУЗ в первые две сотни не вошел – МГУ в конце третьей сотни, СПбГУ в числе последних 50 позиций (весь рейтинг можно просмотреть здесь).

Калифорнийский Технологический Институт находится в городе Пасадина в штате Калифорния и специализируется в точных науках и инженерии. Хочется заметить, что, когда я пытался найти какие-нибудь фоторафии Калтеха, очень часто встречал различные космические фотографии. Как выяснилось, это связанно с тем, что Калтех запускает большую часть автоматических космических аппаратов НАСА. Говоря о фотографиях, я находил кое-какие на Фейсбуке, и на Живом Журнале в виде фотоотчетов. Думаю, найти их вам не составит никакого труда, тем более пользователь uaradzhet уже выкладывал интересные фотографии Калтеха.

Сделаю небольшую оговорку на счет типов американских ВУЗов. Существуют колледжи, университеты и институты. Университет отличается от колледжа тем, что в нем нет научно-исследовательской программы и аспирантуры, а институты отличаются от университета тем, что они чаще всего сфокусированы на технических специальностях. Обо всех специализациях Калтеха можно прочесть в статье Дынкина Романа.

Калтех можно считать не только относительно молодым ВУЗом (в прошлом году был юбилей – 120 лет, в отличие от того же Гарварда, которому уже 376 лет), но и очень маленьким. В нем учатся чуть более 2 тысяч человек, причем, как это ни странно, большая часть из них – это аспиранты. Вообще процесс обучения в Калтехе очень интересный, именно об этом далее и пойдет речь.

Считается, что учиться в Калтехе труднее, чем почти во всех других американских ВУЗах. Жизнь в институте иногда описывают афоризмом: «Учёба, сон, общественная жизнь: выбери два из трёх».

Процесс обучения построен примерно как и во многих других ВУЗах США. Поступить невероятно сложно, но я не буду здесь писать какие документы необходимы для поступления, как получить рекомендации, как подать заявление, какие экзамены необходимы, сколько это стоит и т.д. Приведу лишь несколько чисел статистики: в позапрошлом году было подано 4859 заявлений, поступило 222 человека, т.е., получается, конкурс 22 человека на место. А так как иностранным студентам поступить еще сложнее, отсюда и совсем маленькое число иностранных студентов – всего 9.

Как и во всех ВУЗах США в Калтехе действует система кредитов – определенное число часов в неделю по предмету, который ты выбрал. Однако именно здесь, в отличие от других ВУЗов страны, количество обязательных предметов по точным наукам относительно большое: математика, физика, химия, биология. В придачу к этому студенты слушают не 4, а 5 курсов. Сами же студенты иногда сравнивают процесс обучения с питьем воды из гидранта.

Но несмотря на такую напряженную учебу, очень немногие студенты проваливают курсы или вообще вылетают из института. Дело в том, что всем поступившим дается полезная консультационная сессия, после которой проходит серьезная ориентационная программа, которые в целом очень помогают студентам акклиматизироваться и вписаться в институт. К тому же, в первый год обучения вместо отметок ставится зачет/незачет. То есть переход в институт не такой резкий и болезненный.

Неуспевающих студентов практически нет во много и благодаря тому, что на всех занятиях разрешается и поощряется совместная работа над домашними заданиями. Это заложено в самой институтской среде и ее культуре. У студентов нет «секретов», которые оставались бы неизвестными за пределами института.

Да и вообще, студенты Калтеха, хоть это и технический ВУЗ, любят очень творчески подходить к любому делу. Например, им разрешается разрисовывать свои комнаты в общежитии, строить странные скультуры для проведения вечеринок, создавать головоломки и т.д. Кстати об общежитиях, благодаря этой свободе существуют негласные названия их корпусов: корпус хиппи/наркоманов, спортивный корпус, христианский корпус, садистский корпус и т.д. А если серьезно, то этот творческий аспект поддерживается студенческой администрацией как социально, так и академически, помогая тем самым самовыражаться и способствуя созданию каких-либо интересных идей и способов решения каких-то проблем. Студенческая администрация относится к студентам как к ребенку: с большим количеством заботы, внимания и свободы, чтобы те в свою очередь нашли свой собственный путь.

Если студенты осознанно и целенаправленно поступают в институт для того, чтобы учиться, а не потому что нужно «откосить» от армии или с мыслью «раз я плачу, я могу ничего не делать, меня не отчислят», то как раз именно эта свобода и приносит плоды. Ведь в достижениях выпускников Калтеха сомневаться не приходится: с Калтехом так или иначе связан 31 лауреат Нобелевской премии, 112 человек были избраны в члены нациаональных академий наук, 65 выпускников и преподавателей получили национальную научную медаль США или национальную медаль в области технологий и инноваций.

This entry was posted in News, Дискуссии, Журнал "Позиция" and tagged , . Bookmark the permalink.

One Response to Ли Е. В чем же действительно состоит отличие процесса обучения в Калтехе?

  1. Ли Евгений says:

    Недавно вычитал об интересном процессе обучения в военной академии Вест-Пойнт из книги Инны Кузнецовой в главе про опыт MBA:

    «Наш класс привезли на день в военную академию Вест-Пойнт изучать последние веяния в военном управлении, воспитании кадров и проведении различных операций, в частности организацию доставки продовольствия на другой конец земли за пару суток во время боевых действий. Вест-Пойнт – престижный военно-инженерный колледж, из стен которого выходят высшие армейские чины. Для поступления туда необходима рекомендация губернатора штата, сенатора, вицепрезидента или президента США. Женщины составляют 15 % среди кадетов – так установлено Конгрессом в соответствии с нормой присутствия женщин в высшем армейском руководстве. Обучение одного человека в Вест-Пойнт стоит 300 тысяч долларов (включая содержание академии и боевой техники) и оплачивается из федерального бюджета.

    В столовой Вест-Пойнт – mess-hall – кормят 12 тысяч человек за 16 минут: норма от входа первого кадета до полного освобождения зала. Неменьшей дисциплиной отличается и академический подход Вест-Пойнт, заложенный одним из офицеров первого преподавательского состава двести лет назад. Кадет сам отвечает за свои знания и должен подготовиться к уроку, выучив материал по учебнику. Занятия в классе посвящены ответам на вопросы, обсуждению и разъяснению трудных моментов, а не представлению нового материала.

    Одним из важных методов обучения в Вест-Пойнт служит Разбор Действий (After Action Review). Это анализ произошедшего непосредственно после завершения учений, пока они свежи в памяти. Кадетам разрешается лишь отойти под навес от солнца или ливня. Вначале AAR руководит специально обученный организатор, но со временем вырабатывается опыт самостоятельного проведения разбора. Один из главных принципов – абсолютная и безнаказанная честность: солдат может просто сказать офицеру: «Если бы вы не отдали приказ идти туда, наши бы не полегли». Этот прием давно перешел из армии в коммерческие компании – мне приходилось попадать в подразделения, где такая практика уже была успешно внедрена. Я сама несколько раз использовала AAR, пытаясь улучшить нашу работу по цикличным проектам, таким как запуски новых продуктов.

    И еще один из интересных подходов к управлению: армейская мотивация. Солдат американской армии воюет не за начальство и не за идею, а уж за деньги вообще рисковать жизнью сложно. Он воюет, защищая своих однополчан – потому что они прикрывают его. Эту мысль кадетам прививают с первого дня, есть ряд историй, своего рода армейская мифология, которые проводят эту идею в жизнь. Например, рассказ про солдата во Вьетнаме, вернувшегося за раненым. Получив пулю по дороге, не донеся товарища живым, он, умирая, сказал, что не жалеет о своем поступке: «Сэм открыл глаза и произнес: «Я знал, что ты за мной придешь»". Мотивация действий путем создания чувства братства и нежелания подвести других – очень сильное побуждение к действию, о котором стоит задуматься. В редких организациях, где люди прикрывают друг друга и знают, «что за ними вернутся», удается достичь многого.»